russian  english

Государственный контроль и надзор в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Каждый день мы пользуемся водой, покупаем продукты, посещаем общественные места. За видимой безопасностью этих действий стоит сложная система государственного контроля, цель которой — обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Здания, транспорт, товары, даже воздух и почва — всё это может стать объектом проверки, если есть риск для здоровья. Особое внимание уделяется эпидемически значимым объектам, которые делятся на две категории. Контроль и надзор охватывают все этапы: от профилактического контроля без посещения до расследований и оперативного реагирования на нарушения.

Но как работает эта система на практике и какие меры применяются к нарушителям? Ответы на эти вопросы помогут понять, как государство защищает наше здоровье и как это касается каждого.

Государственный контроль и надзор в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляются в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и направлены на предупреждение, выявление, пресечение и устранение нарушений законодательства в области здравоохранения, в том числе нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, субъектами контроля и надзора.

Субъектами (объектами) государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются физические и юридические лица, здания, сооружения, продукция, подлежащая государственному контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, оборудование, транспортные средства, почва, вода, воздух и иные объекты, деятельность, использование, употребление, применение и эксплуатация которых могут нанести вред состоянию здоровья человека и среде обитания.

Объекты государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (эпидемически значимые объекты) делятся на две группы:

1) объекты высокой эпидемической значимости;

2) объекты незначительной эпидемической значимости.

См. Перечень продукции и эпидемически значимых объектов, подлежащих государственному контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Должностными лицами по результатам проведения проверки, профилактического контроля, расследования в случае выявления нарушений могут быть приняты следующие меры оперативного реагирования:

1) приостановление деятельности по производству, реализации продукции (товара), оказанию услуг, выполнению работ субъекта или отдельных ее видов (процессов, действий);

2) запрещение деятельности по производству продукции (товара), оказанию услуг, выполнению работ субъекта или отдельных ее видов (процессов, действий);

3) изъятие и отзыв с реализации продукции (товара), не соответствующей (не соответствующего) требованиям технических регламентов и (или) единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям Евразийского экономического союза;

4) временное отстранение лиц от работы;

5) организация направления лиц на госпитализацию.

В случае применения мер оперативного реагирования оформляется акт надзора.

Выявленные нарушения должны быть указаны в акте о результатах профилактического контроля / проверки / контрольного закупа / расследования / рекомендациях об устранении выявленных нарушений, а также в предписании об устранении выявленных нарушений.

Субъект контроля и надзора обязан устранить выявленные нарушения в сроки, указанные в акте о результатах и предписании.

В случае неустранения выявленных нарушений, являющихся основанием для применения мер оперативного реагирования, по результатам внеплановой проверки принимаются меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

Субъект в случае несогласия с результатами государственного контроля, повлекшими применение мер оперативного реагирования, вправе подать жалобу о признании акта надзора недействительным и его отмене, при этом подача жалобы не приостанавливает исполнение акта надзора.

Контрольный закуп

В отношении продукции может быть осуществлен контрольный закуп для проверки на соответствие требованиям технических регламентов и единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям ЕАЭС, по итогам которого составляется акт о результатах. При наличии нарушений может быть произведено изъятие продукции и его отзыв с реализации.

Профилактический контроль без посещения

Профилактический контроль без посещения осуществляется путем камерального контроля и мониторинга данных из информационных систем, а также других сведений о деятельности субъекта на основании их анализа и сопоставления, и проводится не чаще одного раза в квартал.

По итогам профилактического контроля без посещения оформляется рекомендация об устранении выявленных нарушений (за исключением камерального контроля) и направляется субъекту не позднее 7 рабочих дней:

1) по почте заказным письмом с уведомлением;

2) вручается представителю / должностному лицу субъекта под роспись;

3) в личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства».

Исполнением рекомендации признается надлежащее устранение выявленных нарушений течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения (получения).

По истечении 3 рабочих дней со дня истечения указанного срока субъект обязан предоставить информацию об устранении выявленных нарушений.

В случае несогласия с нарушениями субъект вправе направить в государственный орган возражение в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения (получения) рекомендации.

Неисполнение нарушений или непредоставление в установленный срок информации об их устранении является основанием для профилактического контроля с посещением субъекта.

Способы проведения профилактического контроля без посещения:

1) камеральный контроль;

2) мониторинг результатов санитарно-эпидемиологического аудита;

3) мониторинг результатов производственного контроля;

4) мониторинг уведомлений и разрешений;

5) мониторинг рекламы подконтрольной государственному санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору продукции (товаров), подлежащей (подлежащих) государственной регистрации;

6) мониторинг учетной и отчетной документации;

7) санитарно-эпидемиологический мониторинг.

Расследование

Расследование осуществляется по общим основаниям в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 29.08.2024 г. № 69 «Об утверждении Правил проведения расследований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения».

Субъекты в рамках расследования обязаны обеспечить:

1) предоставление должностному лицу или членам комиссии, привлеченным экспертам и специалистам специальной одежды и средств индивидуальной защиты, требование которых предусмотрено внутренними документами субъекта;

2) представление документов и (или) материалов, в том числе архивных, объяснений в письменной и (или) устной форме, относящихся к расследованию;

3) беспрепятственную возможность для проведения обследования объекта; отбора проб (образцов) продукции (товара), сырья, компонентов природной среды; обследования лиц; проведения лабораторных и инструментальных исследований, замеров;

4) беспрепятственный допуск должностным лицам, членам комиссии, привлеченным экспертам и специалистам на территорию объекта, относящегося к предмету расследования (к жилым и административным зданиям, строениям, сооружениям, помещениям и другим объектам).

В ходе осуществления и по результатам расследования при наличии соответствующих оснований применяются меры оперативного реагирования, а также могут быть проведены санитарно-противоэпидемические и санитарно-профилактические мероприятия, введены ограничительные мероприятия.

По результатам расследования составляется акт о результатах расследования, в котором в том числе отражаются выявленные нарушения, указания по их устранению, сроки устранения выявленных нарушений (не менее 10 календарных дней со дня вручения).

В случае установления субъекта, допустившего нарушения требований законодательства, принимаются меры по их привлечению к ответственности.

В случае предоставления информации об устранении выявленных нарушений, а также в случае ее непредоставления в сроки, установленные в акте о результатах расследования, проводится внеплановая проверка.

Итоги проведения расследования публикуются в течение 10 рабочих дней после дня окончания расследования на интернет-ресурсе органа, проводившего расследование.

Источники:

Заказать звонок
+
Жду звонка!