Каждый день мы пользуемся водой, покупаем продукты, посещаем общественные места. За видимой безопасностью этих действий стоит сложная система государственного контроля, цель которой — обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Здания, транспорт, товары, даже воздух и почва — всё это может стать объектом проверки, если есть риск для здоровья. Особое внимание уделяется эпидемически значимым объектам, которые делятся на две категории. Контроль и надзор охватывают все этапы: от профилактического контроля без посещения до расследований и оперативного реагирования на нарушения.
Но как работает эта система на практике и какие меры применяются к нарушителям? Ответы на эти вопросы помогут понять, как государство защищает наше здоровье и как это касается каждого.
Государственный контроль и надзор в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляются в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и направлены на предупреждение, выявление, пресечение и устранение нарушений законодательства в области здравоохранения, в том числе нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, субъектами контроля и надзора.
Субъектами (объектами) государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются физические и юридические лица, здания, сооружения, продукция, подлежащая государственному контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, оборудование, транспортные средства, почва, вода, воздух и иные объекты, деятельность, использование, употребление, применение и эксплуатация которых могут нанести вред состоянию здоровья человека и среде обитания.
Объекты государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (эпидемически значимые объекты) делятся на две группы:
1) объекты высокой эпидемической значимости;
2) объекты незначительной эпидемической значимости.
См. Перечень продукции и эпидемически значимых объектов, подлежащих государственному контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Должностными лицами по результатам проведения проверки, профилактического контроля, расследования в случае выявления нарушений могут быть приняты следующие меры оперативного реагирования:
1) приостановление деятельности по производству, реализации продукции (товара), оказанию услуг, выполнению работ субъекта или отдельных ее видов (процессов, действий);
2) запрещение деятельности по производству продукции (товара), оказанию услуг, выполнению работ субъекта или отдельных ее видов (процессов, действий);
3) изъятие и отзыв с реализации продукции (товара), не соответствующей (не соответствующего) требованиям технических регламентов и (или) единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям Евразийского экономического союза;
4) временное отстранение лиц от работы;
5) организация направления лиц на госпитализацию.
В случае применения мер оперативного реагирования оформляется акт надзора.
Выявленные нарушения должны быть указаны в акте о результатах профилактического контроля / проверки / контрольного закупа / расследования / рекомендациях об устранении выявленных нарушений, а также в предписании об устранении выявленных нарушений.
Субъект контроля и надзора обязан устранить выявленные нарушения в сроки, указанные в акте о результатах и предписании.
В случае неустранения выявленных нарушений, являющихся основанием для применения мер оперативного реагирования, по результатам внеплановой проверки принимаются меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.
Субъект в случае несогласия с результатами государственного контроля, повлекшими применение мер оперативного реагирования, вправе подать жалобу о признании акта надзора недействительным и его отмене, при этом подача жалобы не приостанавливает исполнение акта надзора.
Контрольный закуп
В отношении продукции может быть осуществлен контрольный закуп для проверки на соответствие требованиям технических регламентов и единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям ЕАЭС, по итогам которого составляется акт о результатах. При наличии нарушений может быть произведено изъятие продукции и его отзыв с реализации.
Профилактический контроль без посещения
Профилактический контроль без посещения осуществляется путем камерального контроля и мониторинга данных из информационных систем, а также других сведений о деятельности субъекта на основании их анализа и сопоставления, и проводится не чаще одного раза в квартал.
По итогам профилактического контроля без посещения оформляется рекомендация об устранении выявленных нарушений (за исключением камерального контроля) и направляется субъекту не позднее 7 рабочих дней:
1) по почте заказным письмом с уведомлением;
2) вручается представителю / должностному лицу субъекта под роспись;
3) в личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства».
Исполнением рекомендации признается надлежащее устранение выявленных нарушений течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения (получения).
По истечении 3 рабочих дней со дня истечения указанного срока субъект обязан предоставить информацию об устранении выявленных нарушений.
В случае несогласия с нарушениями субъект вправе направить в государственный орган возражение в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения (получения) рекомендации.
Неисполнение нарушений или непредоставление в установленный срок информации об их устранении является основанием для профилактического контроля с посещением субъекта.
Способы проведения профилактического контроля без посещения:
1) камеральный контроль;
2) мониторинг результатов санитарно-эпидемиологического аудита;
3) мониторинг результатов производственного контроля;
4) мониторинг уведомлений и разрешений;
5) мониторинг рекламы подконтрольной государственному санитарно-эпидемиологическому контролю и надзору продукции (товаров), подлежащей (подлежащих) государственной регистрации;
6) мониторинг учетной и отчетной документации;
7) санитарно-эпидемиологический мониторинг.
Расследование
Расследование осуществляется по общим основаниям в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и Приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 29.08.2024 г. № 69 «Об утверждении Правил проведения расследований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения».
Субъекты в рамках расследования обязаны обеспечить:
1) предоставление должностному лицу или членам комиссии, привлеченным экспертам и специалистам специальной одежды и средств индивидуальной защиты, требование которых предусмотрено внутренними документами субъекта;
2) представление документов и (или) материалов, в том числе архивных, объяснений в письменной и (или) устной форме, относящихся к расследованию;
3) беспрепятственную возможность для проведения обследования объекта; отбора проб (образцов) продукции (товара), сырья, компонентов природной среды; обследования лиц; проведения лабораторных и инструментальных исследований, замеров;
4) беспрепятственный допуск должностным лицам, членам комиссии, привлеченным экспертам и специалистам на территорию объекта, относящегося к предмету расследования (к жилым и административным зданиям, строениям, сооружениям, помещениям и другим объектам).
В ходе осуществления и по результатам расследования при наличии соответствующих оснований применяются меры оперативного реагирования, а также могут быть проведены санитарно-противоэпидемические и санитарно-профилактические мероприятия, введены ограничительные мероприятия.
По результатам расследования составляется акт о результатах расследования, в котором в том числе отражаются выявленные нарушения, указания по их устранению, сроки устранения выявленных нарушений (не менее 10 календарных дней со дня вручения).
В случае установления субъекта, допустившего нарушения требований законодательства, принимаются меры по их привлечению к ответственности.
В случае предоставления информации об устранении выявленных нарушений, а также в случае ее непредоставления в сроки, установленные в акте о результатах расследования, проводится внеплановая проверка.
Итоги проведения расследования публикуются в течение 10 рабочих дней после дня окончания расследования на интернет-ресурсе органа, проводившего расследование.
Источники:
- Предпринимательский кодекс Республики Казахстан;
- Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
- Совместный приказ Министра здравоохранения РК от 02.12.2022 г. № ҚР ДСМ-152 и Министра национальной экономики РК от 02.12.2022 г. № 117 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения»;
- Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30.11.2020 г. № ҚР ДСМ-220/2020 «Об утверждении перечня продукции и эпидемически значимых объектов, подлежащих государственному контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения»;
- Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 29.08.2024 г. № 69 «Об утверждении Правил проведения расследований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения».