Для предпринимателей, компаний и иных организаций различной организационно-правовой формы знание основ налогового контроля — это не просто рекомендация, а явная ограда от неожиданных проблем. Не зная, как работают налоговые органы, легко попасть в «просак», получить штрафы или даже попасть под более серьезные санкции. Как избежать ошибок и лишних расходов? Всё просто: нужно понимать, как проходят налоговые проверки и что от Вас ожидает налоговая служба.
Игнорирование правил налогового контроля может обернуться неприятными последствиями. От штрафов и пеней до длительных разбирательств с налоговыми органами — последствия могут быть весьма неприятными.
Налоговые проверки, обследования, камеральный контроль — эти процедуры могут застать вас врасплох, если не знать их тонкостей. А ошибки в отчётности или неучтённые нюансы законодательства могут привести к немалым штрафам и восстановлению порядка на совершенно ненужных этапах. Разобравшись с тем, как действуют налоговые органы, Вы сможете не только избежать рисков, но и настроить работу так, чтобы любые проверки были всего лишь рабочим процессом, а не проблемой.
Для того чтобы разобраться в этих вопросах, важно опираться на актуальные нормативно-правовые акты, регулирующие налоговый контроль в нашей стране. Ниже приведены основные источники, на которые стоит ориентироваться:
- Предпринимательский кодекс Республики Казахстан;
- Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»;
- Совместный приказ Министра финансов Республики Казахстан от 18.04.2017 г. № 254 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15.05.2017 г. № 200 «Об утверждении проверочных листов по налоговым проверкам».
Налоговым контролем является государственный контроль, осуществляемый налоговыми органами, за исполнением норм налогового законодательства Республики Казахстан, иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на налоговые органы.
Налоговый контроль осуществляется в:
1) форме налоговой проверки;
2) иных формах государственного контроля.
Налоговое обследование
Налоговым обследованием является иная форма государственного контроля, осуществляемая налоговыми органами с целью подтверждения фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика (налогового агента).
Налоговое обследование проводится в рабочее время по месту нахождения, указанному в регистрационных данных налогоплательщика (налогового агента). Для участия в проведении налогового обследования привлекаются понятые.
По результатам налогового обследования составляется акт налогового обследования.
В случае установления фактического отсутствия налогоплательщика по месту нахождения, указанному в регистрационных данных, налоговый орган направляет такому налогоплательщику уведомление о подтверждении места нахождения (отсутствия) налогоплательщика.
В течение 20 рабочих дней с даты направления налоговым органом уведомления налогоплательщик обязан в явочном порядке представить в налоговый орган письменное пояснение о причинах отсутствия в момент налогового обследования с приложением копий документов и оригинала (для сверки) или нотариально засвидетельствованных копий документов:
- подтверждающий право собственности на недвижимое имущество (пользования им);
- письменное согласие физического лица, на праве собственности которого находится недвижимое имущество, заявленное в качестве места нахождения.
Срок между датами нотариального засвидетельствования копии документа, подтверждающего место нахождения налогоплательщика, и его представления в налоговый орган не должен превышать 10 рабочих дней.
В случае неисполнения налогоплательщиком требования, указанного в части первой настоящего пункта, налоговый орган осуществляет одно из следующих действий:
- приостанавливает расходные операции по банковским счетам такого налогоплательщика;
- производит снятие с регистрационного учета по НДС.
Камеральный контроль
Камеральным контролем является контроль, осуществляемый налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика.
В случае выявления нарушений оформляется уведомление / извещение об устранении нарушений с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска.
Исполнение уведомления об устранении нарушений осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения).
В случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик (налоговый агент) праве направить представление в налоговый орган на бумажном или электронном носителе пояснения об отсутствии нарушений.
Налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг осуществляется путем анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков с целью определения их реальной налогооблагаемой базы, контроля соблюдения налогового законодательства Республики Казахстан и применяемых рыночных цен в целях осуществления контроля при трансфертном ценообразовании.
Налоговый мониторинг состоит из:
1) мониторинга крупных налогоплательщиков;
2) горизонтального мониторинга.
В ходе проведения мониторинга крупных налогоплательщиков уполномоченный орган вправе требовать у налогоплательщиков представления документов и письменных пояснений, подтверждающих правильность исчисления налогов и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и платежей в бюджет, а также финансовой отчетности налогоплательщика (налогового агента), включая финансовую отчетность его дочерних организаций.
Горизонтальный мониторинг осуществляется путем расширенного информационного взаимодействия между налоговым органом и налогоплательщиком, в том числе предусматривающего предоставление должностным лицам налогового органа доступа к информационным системам бухгалтерского и налогового учетов и учетной документации налогоплательщика по месту его нахождения.
Предварительное разъяснение
Предварительным разъяснением является разъяснение уполномоченного органа по возникновению налогового обязательства в отношении планируемых сделок (операций).
Предварительное разъяснение предоставляется по запросу:
- налогоплательщика, состоящего на горизонтальном мониторинге;
- организации, реализующей инвестиционный приоритетный проект.
Предварительное разъяснение осуществляется в пределах сведений и документов, представленных налогоплательщиком.
Налоговые проверки
Налоговой проверкой является проверка, осуществляемая налоговым органом, исполнения норм налогового законодательства Республики Казахстан, а также иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на налоговые органы. Налоговые проверки осуществляются исключительно налоговыми органами.
Налоговые проверки осуществляются в форме комплексной, тематической, встречной проверки, хронометражного обследования.
Комплексной проверкой является проверка, проводимая налоговым органом в отношении налогоплательщика (налогового агента), по вопросам исполнения налогового обязательства по всем видам налогов, платежей в бюджет и социальных платежей.
Налоговые проверки при ликвидации (прекращении деятельности) налогоплательщика (структурного подразделения юридического лица) проводятся исключительно в форме комплексной проверки.
Тематической проверкой является проверка, проводимая налоговым органом в отношении налогоплательщика (налогового агента), по вопросам указанным в п. 1 ст. 142 Налогового кодекса Республики Казахстан.
Встречной проверкой является проверка налоговым органом лиц, осуществлявших операции с налогоплательщиком (налоговым агентом), в отношении которого налоговым органом проводится комплексная или тематическая проверка, с целью получения дополнительной информации о таких операциях, подтверждения факта и содержания операций, по вопросам, возникающим в ходе проверки указанного налогоплательщика (налогового агента).
Встречная проверка является вспомогательной по отношению к комплексной или тематической проверке.
Хронометражным обследованием является проверка, проводимая налоговым органом с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с деятельностью, направленной на получение дохода, за период, в течение которого проводится обследование.
Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:
1) периодические налоговые проверки на основе оценки степени риска;
2) внеплановые налоговые проверки.
Периодическими налоговыми проверками на основе оценки степени риска являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также сведений, полученных из официальных и открытых источников информаций, по деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов).
Основанием для назначения периодических налоговых проверок на основе оценки степени риска является полугодовой график.
Внеплановые налоговые проводятся по налоговому заявлению или по жалобе самого налогоплательщика (налогового агента) и по иным основаниям, предусмотренным в п. 3 ст. 145 Налогового кодекса Республики Казахстан.
Срок проведения налоговой проверки, указываемый в предписании, не должен превышать 30 рабочих дней с даты вручения предписания.
Срок проведения налоговой проверки может быть приостановлен или продлен по основаниям, предусмотренным налоговым законодательством Республики Казахстан.
Налоговые органы не менее чем за 30 календарных дней до начала проведения периодической налоговой проверки на основе оценки степени риска направляют или вручают извещение о проведении налоговой проверки налогоплательщику (налоговому агенту) по форме, установленной уполномоченным органом.
Налоговая проверка проводится на основании предписания. Датой начала проведения налоговой проверки считается дата вручения налогоплательщику (налоговому агенту) предписания.
До составления акта налоговой проверки должностным лицом налогового органа налогоплательщику вручается предварительный акт налоговой проверки.
При этом налогоплательщик вправе предоставить письменное возражение к предварительному акту налоговой проверки.
По завершении налоговой проверки должностным лицом налогового органа составляется акт налоговой проверки.
Завершением срока налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику (налоговому агенту) акта налоговой проверки.
По завершении налоговой проверки в случае выявления нарушений налоговым органом выносится уведомление о результатах проверки, которое направляется (вручается) налогоплательщику (налоговому агенту).
Налогоплательщик (налоговый агент), получивший уведомление о результатах проверки обязан исполнить его в сроки, установленные в уведомлении, если не обжаловал результаты проверки.
Жалоба на уведомление о результатах проверки
Жалоба налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах проверки подается в уполномоченный орган в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику (налоговому агенту) уведомления.
При этом копия жалобы должна быть направлена налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы, проводившие налоговую проверку и рассматривавшие возражения налогоплательщика (налогового агента) к предварительному акту налоговой проверки.
Жалоба налогоплательщика (налогового агента) подается в письменной форме.
В жалобе должны быть указаны:
1) наименование уполномоченного органа, в который подается жалоба;
2) фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование лица, подающего жалобу, его место жительства (место нахождения);
3) идентификационный номер;
4) наименование налогового органа, проводившего налоговую проверку;
5) обстоятельства, на которых лицо, подающее жалобу, основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
6) дата подписания жалобы налогоплательщиком (налоговым агентом);
7) перечень прилагаемых документов.
Жалоба подписывается налогоплательщиком (налоговым агентом) либо лицом, являющимся его представителем.
К жалобе прилагаются:
1) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик (налоговый агент) основывает свои требования;
2) иные документы, имеющие отношение к делу.
По жалобе налогоплательщика (налогового агента) выносится мотивированное решение в срок не более 30 рабочих дней с даты регистрации жалобы, а по жалобам налогоплательщиков, подлежащих налоговому мониторингу, – не более 45 рабочих дней с даты регистрации жалобы.
Решение уполномоченного органа обязательно для исполнения налоговыми органами.
Подача жалобы (заявления) налогоплательщиком (налоговым агентом) в уполномоченный орган или суд приостанавливает исполнение уведомления о результатах проверки в обжалуемой части. Для получения полной информации о требованиях к документам Вы можете ознакомиться с текстом одного из источников, перечисленных в начале данной статьи.