russian  english

Архитектурно-строительный контроль и надзор в Республике Казахстан

Урбанизация в настоящее время проходит с небывалой скоростью, и качество возводимых зданий и сооружений становится вопросом не только эстетики, но и безопасности. Кто и как контролирует соблюдение строительных норм? Как гарантировать, что новые объекты соответствуют техническим требованиям и устойчивы ко времени?

Архитектурно-строительный контроль и надзор в Казахстане — это комплекс мер, направленных на обеспечение надежности строительства и соблюдение законодательства в области архитектуры и градостроительства. Этот процесс регулируется рядом нормативных актов, включая:

  1. Предпринимательский кодекс Республики Казахстан;
  2. Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (Глава 6);
  3. Совместный приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 19.11.2018 г. № 807 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26.11.2018 г. № 81 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в области архитектуры, градостроительства и строительства за деятельностью субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности».

Как же работает вся эта система? Давайте разберёмся, разобрав ключевые моменты.

Архитектурно-строительный контроль и надзор осуществляют:

  1. Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан;
  2. Акимат (инспектирование строительства объектов);
  3. Заказчик (технический надзор, приемка объекта);
  4. Разработчики проектной документации (авторский надзор).

При возникновении ситуации, решение которой выходит за пределы компетенции органов государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, контроль и надзор осуществляются с привлечением других уполномоченных органов.

Заказчик (собственник) и подрядчик (генподрядчик) представляют запрашиваемую государственным органом государственным строительным инспектором проектную и исполнительную техническую документацию по объекту, а также заключение экспертизы по соответствующим проектам.

Государственный архитектурно-строительный контроль и надзор осуществляется за:

  1. Наличием соответствующего права на земельный участок, утвержденной проектной (проектно-сметной) документации, положительного заключения экспертизы проектов, а также уведомлением органов, осуществляющих государственный архитектурно-строительный контроль и надзор, о начале производства строительно-монтажных работ;
  2. Достоверностью данных, указанных в уведомлении;
  3. Наличием лицензии на право осуществления соответствующих видов лицензируемой архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
  4. Соответствием выполненных (выполняемых) строительно-монтажных работ, применяемых строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования утвержденным проектным решениям и государственным (межгосударственным) нормативам, в том числе по обеспечению прочности, устойчивости, надежности несущих и ограждающих конструкций и эксплуатационных качеств зданий (сооружений);
  5. Организацией и осуществлением подрядчиком (генподрядчиком) всех видов и форм собственного производственного контроля и надзора качества строительства (входного, операционного, приемочного, лабораторного, геодезического и других);
  6. Своевременностью и правильностью оформления исполнительной документации;
  7. Организацией и осуществлением заказчиком (собственником) технического и авторского надзоров при строительстве объектов;
  8. Соблюдением лицами, осуществляющими технический и авторский надзоры, требований, установленных законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

При выявлении допущенных нарушений государственных нормативов и (или) отклонений от утвержденных проектов (проектных решений) органы государственного архитектурно-строительного контроля и надзора принимают решения (выдают предписания):

1) о запрещении применения строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, не соответствующих национальным стандартам, требованиям технических регламентов и других нормативных технических документов;

2) об устранении заказчиком (застройщиком) и (или) подрядной строительно-монтажной организацией (предприятием) допущенных нарушений в установленные сроки;

3) о приостановлении строительно-монтажных работ в случае невыполнения предписаний, указанных в подпунктах 1) и 2).

При выявлении незаконных переоборудования и перепланировки жилых и нежилых помещений органы государственного архитектурно-строительного контроля и надзора принимают решения (выдают предписания):

1) об устранении заказчиком допущенных нарушений в установленные сроки;

2) о приостановлении строительно-монтажных работ.

Архитектурно-строительный контроль и надзор осуществляются в форме проверки и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

По результатам профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора составляется предписание об устранении выявленных нарушений без возбуждения дела об административном правонарушении.

Меры оперативного реагирования применяются в случае неисполнения соответствующего уведомления об устранении выявленных нарушений:

1) приостановление строительно-монтажных работ;

2) приостановление деятельности или отдельных ее видов;

3) запрещение деятельности или отдельных ее видов, осуществляемых с нарушением законодательства Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и (или) государственных нормативов.

4) приостановление действия разрешения и (или) приложения к разрешению;

5) лишение (отзыв) разрешения и (или) приложения к разрешению.

Выявленные нарушения требований, являющиеся основанием для применения мер оперативного реагирования, отражаются в акте о результатах проверки и (или) профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, а также в предписании об устранении выявленных нарушений.

В случае неустранения выявленных нарушений требований, являющихся основанием для применения мер оперативного реагирования, по результатам внеплановой проверки принимаются меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности в порядке, установленном законами Республики Казахстан.

До истечения сроков, предусмотренных предписанием об устранении выявленных нарушений, субъект контроля и надзора обязан предоставить информацию об устранении выявленных нарушений требований с приложением материалов, доказывающих факт устранения нарушений.

Субъект контроля и надзора в случае несогласия с результатами проверки и (или) профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, повлекшими применение мер оперативного реагирования, может подать в вышестоящий орган жалобу о признании постановления о применении мер оперативного реагирования недействительным и его отмене.

Основаниями для признания недействительным постановления о применении мер оперативного реагирования и его отмены являются:

1) отсутствие оснований для применения мер оперативного реагирования;

2) применение меры оперативного реагирования по основанию, не соответствующему данной мере;

3) применение местным исполнительным органом государственного архитектурно-строительного контроля мер оперативного реагирования по вопросам, не входящим в их компетенцию.

Государственный контроль посредством автоматизированной информационной системы

Государственный контроль посредством автоматизированной информационной системы осуществляется на автоматизированном реестре в форме проверки на соответствие квалификационным или разрешительным требованиям по выданным разрешениям, требованиям по направленным уведомлениям в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях».

В случае выявления нарушения субъекту направляется уведомление об устранении выявленных нарушений с указанием:

1) номера и даты составления уведомления;

2) наименования государственного органа;

3) наименования субъекта и его места нахождения;

4) выявленных нарушений и требований об их устранении с указанием срока;

5) подписи должностного лица.

В случае неустранения нарушений, указанных в уведомлении об устранении выявленных нарушений, применяются меры оперативного реагирования в виде приостановления действия разрешения и (или) приложения к разрешению.

В случае нарушения требований два и более раза в течение года к субъекту применяется мера оперативного реагирования в виде лишения (отзыва) разрешения и (или) приложения к разрешению.

Авторский надзор

Авторский надзор осуществляется разработчиками проектной (проектно-сметной) документации на основании договора.

Авторский надзор в обязательном порядке осуществляется в течение всего периода строительства (реконструкции, реставрации, расширения, технического перевооружения, модернизации, капитального ремонта) объекта либо консервации строительства незавершенных объектов за счет средств, предусматриваемых в проектной (проектно-сметной) документации на строительство объектов в соответствии с действующими нормативами.

При завершении объекта строительства лицо, осуществляющее авторский надзор, выдает заказчику (застройщику) заключение о соответствии выполненных работ проекту.

Технический надзор

Технический надзор осуществляется заказчиком самостоятельно и (или) с привлечением экспертов, имеющих соответствующий аттестат на право осуществления инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, за счет средств, предусматриваемых в проектно-сметной документации на строительство объектов в соответствии с действующими нормативами.

При завершении объекта строительства лица, осуществляющие технический надзор, выдают заказчику (застройщику) заключение о качестве строительно-монтажных работ.

На технически и технологически сложных объектах первого и второго уровней ответственности технический надзор должен производиться аккредитованными юридическими лицами, имеющими в своем составе не менее трех экспертов, имеющих аттестат на выполнение технического надзора соответствующего уровня ответственности.

Физические лица, имеющие аттестат эксперта технического надзора, осуществляют деятельность на объектах технически несложных второго и третьего уровней ответственности.

Физические лица и аккредитованные юридические лица при осуществлении деятельности по техническому надзору обязаны иметь на праве собственности или аренды средства измерений и контроля, нормативную документацию и аккредитованную лабораторию (привлеченную).

Государственная архитектурно-строительная инспекция

Государственная архитектурно-строительная инспекция состоит из:

  1. Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан;
  2. Акимат области, города республиканского значения, столицы.

Критерии оценки степени риска и проверочные листы утверждены Совместным приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 19.11.2018 г. № 807 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 26.11.2018 г. № 81.

Рекомендуется регулярно проверять свою организацию на соответствие требованиям законодательства, сверяясь с вышеуказанными проверочными листами, в целях недопущения приостановления / лишения разрешений (лицензий) или привлечения к установленной законом ответственности.

Заказать звонок
+
Жду звонка!