russian  english

Формы контроля за деятельностью субъектов предпринимательства

Предпринимательский кодекс Республики Казахстан определяет следующие виды государственного контроля за деятельностью субъектов предпринимательства (далее – субъекты):

Профилактический контроль

1. Профилактический контроль без посещения субъекта

Без посещения субъекта

Осуществляется на основе анализа отчетности и данных из государственных ресурсов без визитов на объект контроля. Условия:

  1. Запрещается посещение объектов органам контроля и надзора.
  2. Не требуется регистрация в органах правовой статистики и предуведомление субъекта.
  3. Итоговые документы (справка, рекомендации и т. д.) составляются без возбуждения административных дел, но с разъяснением порядка устранения нарушений.

! Результаты могут быть основанием для контроля с посещением

2. Профилактический контроль с посещением субъекта

Проводится, если год назад был проведен контроль без посещения.

По результатам выдается предписание без возбуждения дела, но в особых случаях могут приняться меры реагирования.

Основание для назначения данного контроля является полугодовой список, размещаемый Генпрокуратурой до 25 декабря/мая.

Уведомление о начале проведения направляется за 30 календарных дней в письменной, почтовой или электронной форме до его начала с указанием даты.

При выявлении нарушений выдается предписание на их устранение с указанием сроков.

  • Контрольный закуп

Контрольным закуп – это осуществление органом контроля и надзора покупки в рамках контроля продукции в форме товара, порядок проведения которого определяется уполномоченными органами в зависимости от сферы деятельности.

Контрольный закуп проводится в тех сферах деятельности, где законами Республики Казахстан прямо предусмотрено проведение такого вида профилактического контроля.

По итогам осуществляется исследование закупленной продукции на соответствие требованиям, установленных законодательством, с возможностью последующего применения мер запретительно-ограничительного характера.

Проверки

  1. На соответствие требованиям

Проверка проводится для оценки соответствия субъекта квалификационным и разрешительным требованиям (лицензии, разрешения 2 категории, уведомительный порядок).

Частота зависит от степени риска:

  • Высокая — не чаще 1 раза в год;
  • Средняя — не чаще 1 раза в 2 года;
  • Низкая — не чаще 1 раза в 3 года.

Основание для назначения данной проверки — график проверок, публикуемый на сайте до 10 декабря.

Уведомление в обязательном порядке направляется за 30 календарных дней до начала проверки с указанием даты ее начала.

  • Внеплановая проверка

Внеплановая проверка – проверка, назначаемая органом контроля и надзора по конкретным фактам и обстоятельствам, послужившим основанием для назначения внеплановой проверки в отношении конкретного субъекта, с целью предупреждения и (или) устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.

Уведомление о проверке направляется за сутки с указанием предмета.

Основаниями внеплановой проверки субъектов (объектов) контроля и надзора являются:

  1. контроль устранения нарушений после расследования.;
  2. проверка исполнения предписаний, если информация об устранении не предоставлена более одного раза.;
  3. нарушения, требующие оперативного реагирования;
  4. обращения граждан или организаций при наличии доказательств;
  5. требования прокурора или госорганов при угрозе вреда;
  6. повторная проверка, связанная с обращением субъекта о несогласии с первоначальной проверкой;
  7. поручение органа уголовного преследования;
  8. обращения налогоплательщика.

Внеплановой проверке подлежат факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретных субъектов и послужившие основанием для назначения данной внеплановой проверки.

Расследование

Расследование — это деятельность органов контроля для установления причин нарушений законодательства, выявления виновных субъектов и принятия мер.

Основания для проведения расследования:

  • Обращения граждан, юридических лиц или госорганов.
  • Сообщения о смерти.
  • Экстренные извещения о:
  • эпидемиях,
  • фальсифицированных/незарегистрированных пестицидах, ветеринарных препаратах,
  • очагах карантинных объектов,
  • опасных заболеваниях, отравлениях, радиационных авариях.
  • Повреждение здоровья на работе, приведшее к нетрудоспособности или смерти.
  • Аварии и технологические инциденты, требующие выяснения причин.
  • Нарушения, выявленные при контрольном закупе.

Сроки проведения расследования не должны превышать 30 календарных дней и могут быть продлены только один раз на 30 календарных дней.

По итогам проведения расследования органами контроля и надзора определяется субъект, допустивший нарушение требований законодательства, и принимаются меры в соответствии с законодательством.

Итоги проведения расследования публикуются на интернет-ресурсе органом контроля и надзора.

Расследование проводится в тех сферах деятельности, где законами Республики Казахстан прямо предусмотрено проведение такой формы контроля.

Ключевые аспекты при проведении профилактического контроля с посещением субъекта или проверки

Профилактический контроль с посещением субъекта, проверка проводятся на основании акта органа контроля и надзора о назначении профилактического контроля с посещением субъекта или проверки.

Акт и его продление регистрируются в органе правовой статистики.

! Контроль или проверка могут проводится только лицами, указанными в акте о назначении.

Сроки профилактического контроля или проверки не могут превышать:

  1. для субъектов микропредпринимательства – не более 5 рабочих дней (с продлением до 5 рабочих дней);
  2. для субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства – не более 15 рабочих дней (с продлением на срок не более 15 рабочих дней) при проведении профилактического контроля с посещением и не более 10 рабочих дней (с продлением до 10 рабочих дней) при проведении внеплановой проверки.

Срок может быть продлен только в случаях получения информации от иностранных государственных органов, установления местонахождения субъекта или получения результатов лабораторных исследований.

Уведомление о продлении сроков направляется субъекту органом контроля и надзора за 1 рабочий день до продления.

Должностные лица органа контроля и надзора не вправе:

  • проверять требования вне проверочных листов или не в их компетенции;
  • требовать документы и образцы, не относящиеся к предмету проверки;
  • проводить исследования без оформления акта отбора;
  • распространять полученную информацию;
  • превышать сроки;
  • повторно проверять одни и те же вопросы за тот же период;
  • требовать затраты от субъекта.

По результатам должностным лицом составляются: акт о результатах, и к акту прилагается предписание об устранении выявленных нарушений.

Сроки исполнения предписания об устранении выявленных нарушений определяются с учетом обстоятельств, оказывающих влияние на реальную возможность его исполнения, но не менее 10 календарных дней со дня вручения предписания.

Права субъекта:

  • Подать заявление о продлении сроков устранения нарушений в течение 3 рабочих дней после получения акта и предписания.
  • Приложить замечания или возражения к акту.

При принятии мер оперативного реагирования в отношении субъекта орган контроля и надзора оформляет акт надзора, который вручается субъекту одним из следующих способов:

  1. нарочно под роспись;
  2. заказным письмом с уведомлением о его вручении;
  3. электронным способом – на электронный адрес субъекта контроля и надзора.

Профилактический контроль с посещением субъекта или проверка признаются недействительными, если они проведены хотя бы с одним из следующих грубым нарушением:

  1. отсутствие оснований проведения;
  2. отсутствие акта о назначении;
  3. отсутствие уведомления, а равно несоблюдение сроков уведомления;
  4. нарушений требований ст. 151 Предпринимательского кодекса (совершение должностными лицами действий, которые они не вправе совершать);
  5. нарушение периодичности проведения;
  6. непредставление субъекту акта о назначении;
  7. назначение контроля или проверки по вопросам, не входящим в компетенцию органов контроля и надзора;
  8. проведение контроля или проверки без их регистрации в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов, когда такая регистрация обязательна;
  9. нарушение сроков проведения контроля или проверки;
  10. проведение профилактического контроля с посещением без проведения предварительного профилактического контроля без посещения субъекта.

В случае нарушения прав и законных интересов субъект вправе обжаловать решения, действия (бездействие) органов контроля и надзора и их должностных лиц в вышестоящий государственный орган или в суд. Для получения полной информации о требованиях к документам, сопровождающим проверку или надзор, вы можете ознакомиться с текстом Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года

Заказать звонок
+
Жду звонка!