Предпринимательский кодекс Республики Казахстан определяет следующие виды государственного контроля за деятельностью субъектов предпринимательства (далее – субъекты):
Профилактический контроль
1. Профилактический контроль без посещения субъекта
Без посещения субъекта
Осуществляется на основе анализа отчетности и данных из государственных ресурсов без визитов на объект контроля. Условия:
- Запрещается посещение объектов органам контроля и надзора.
- Не требуется регистрация в органах правовой статистики и предуведомление субъекта.
- Итоговые документы (справка, рекомендации и т. д.) составляются без возбуждения административных дел, но с разъяснением порядка устранения нарушений.
! Результаты могут быть основанием для контроля с посещением
2. Профилактический контроль с посещением субъекта
Проводится, если год назад был проведен контроль без посещения.
По результатам выдается предписание без возбуждения дела, но в особых случаях могут приняться меры реагирования.
Основание для назначения данного контроля является полугодовой список, размещаемый Генпрокуратурой до 25 декабря/мая.
Уведомление о начале проведения направляется за 30 календарных дней в письменной, почтовой или электронной форме до его начала с указанием даты.
При выявлении нарушений выдается предписание на их устранение с указанием сроков.
- Контрольный закуп
Контрольным закуп – это осуществление органом контроля и надзора покупки в рамках контроля продукции в форме товара, порядок проведения которого определяется уполномоченными органами в зависимости от сферы деятельности.
Контрольный закуп проводится в тех сферах деятельности, где законами Республики Казахстан прямо предусмотрено проведение такого вида профилактического контроля.
По итогам осуществляется исследование закупленной продукции на соответствие требованиям, установленных законодательством, с возможностью последующего применения мер запретительно-ограничительного характера.
Проверки
- На соответствие требованиям
Проверка проводится для оценки соответствия субъекта квалификационным и разрешительным требованиям (лицензии, разрешения 2 категории, уведомительный порядок).
Частота зависит от степени риска:
- Высокая — не чаще 1 раза в год;
- Средняя — не чаще 1 раза в 2 года;
- Низкая — не чаще 1 раза в 3 года.
Основание для назначения данной проверки — график проверок, публикуемый на сайте до 10 декабря.
Уведомление в обязательном порядке направляется за 30 календарных дней до начала проверки с указанием даты ее начала.
- Внеплановая проверка
Внеплановая проверка – проверка, назначаемая органом контроля и надзора по конкретным фактам и обстоятельствам, послужившим основанием для назначения внеплановой проверки в отношении конкретного субъекта, с целью предупреждения и (или) устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.
Уведомление о проверке направляется за сутки с указанием предмета.
Основаниями внеплановой проверки субъектов (объектов) контроля и надзора являются:
- контроль устранения нарушений после расследования.;
- проверка исполнения предписаний, если информация об устранении не предоставлена более одного раза.;
- нарушения, требующие оперативного реагирования;
- обращения граждан или организаций при наличии доказательств;
- требования прокурора или госорганов при угрозе вреда;
- повторная проверка, связанная с обращением субъекта о несогласии с первоначальной проверкой;
- поручение органа уголовного преследования;
- обращения налогоплательщика.
Внеплановой проверке подлежат факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретных субъектов и послужившие основанием для назначения данной внеплановой проверки.
Расследование
Расследование — это деятельность органов контроля для установления причин нарушений законодательства, выявления виновных субъектов и принятия мер.
Основания для проведения расследования:
- Обращения граждан, юридических лиц или госорганов.
- Сообщения о смерти.
- Экстренные извещения о:
- эпидемиях,
- фальсифицированных/незарегистрированных пестицидах, ветеринарных препаратах,
- очагах карантинных объектов,
- опасных заболеваниях, отравлениях, радиационных авариях.
- Повреждение здоровья на работе, приведшее к нетрудоспособности или смерти.
- Аварии и технологические инциденты, требующие выяснения причин.
- Нарушения, выявленные при контрольном закупе.
Сроки проведения расследования не должны превышать 30 календарных дней и могут быть продлены только один раз на 30 календарных дней.
По итогам проведения расследования органами контроля и надзора определяется субъект, допустивший нарушение требований законодательства, и принимаются меры в соответствии с законодательством.
Итоги проведения расследования публикуются на интернет-ресурсе органом контроля и надзора.
Расследование проводится в тех сферах деятельности, где законами Республики Казахстан прямо предусмотрено проведение такой формы контроля.
Ключевые аспекты при проведении профилактического контроля с посещением субъекта или проверки
Профилактический контроль с посещением субъекта, проверка проводятся на основании акта органа контроля и надзора о назначении профилактического контроля с посещением субъекта или проверки.
Акт и его продление регистрируются в органе правовой статистики.
! Контроль или проверка могут проводится только лицами, указанными в акте о назначении.
Сроки профилактического контроля или проверки не могут превышать:
- для субъектов микропредпринимательства – не более 5 рабочих дней (с продлением до 5 рабочих дней);
- для субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства – не более 15 рабочих дней (с продлением на срок не более 15 рабочих дней) при проведении профилактического контроля с посещением и не более 10 рабочих дней (с продлением до 10 рабочих дней) при проведении внеплановой проверки.
Срок может быть продлен только в случаях получения информации от иностранных государственных органов, установления местонахождения субъекта или получения результатов лабораторных исследований.
Уведомление о продлении сроков направляется субъекту органом контроля и надзора за 1 рабочий день до продления.
Должностные лица органа контроля и надзора не вправе:
- проверять требования вне проверочных листов или не в их компетенции;
- требовать документы и образцы, не относящиеся к предмету проверки;
- проводить исследования без оформления акта отбора;
- распространять полученную информацию;
- превышать сроки;
- повторно проверять одни и те же вопросы за тот же период;
- требовать затраты от субъекта.
По результатам должностным лицом составляются: акт о результатах, и к акту прилагается предписание об устранении выявленных нарушений.
Сроки исполнения предписания об устранении выявленных нарушений определяются с учетом обстоятельств, оказывающих влияние на реальную возможность его исполнения, но не менее 10 календарных дней со дня вручения предписания.
Права субъекта:
- Подать заявление о продлении сроков устранения нарушений в течение 3 рабочих дней после получения акта и предписания.
- Приложить замечания или возражения к акту.
При принятии мер оперативного реагирования в отношении субъекта орган контроля и надзора оформляет акт надзора, который вручается субъекту одним из следующих способов:
- нарочно под роспись;
- заказным письмом с уведомлением о его вручении;
- электронным способом – на электронный адрес субъекта контроля и надзора.
Профилактический контроль с посещением субъекта или проверка признаются недействительными, если они проведены хотя бы с одним из следующих грубым нарушением:
- отсутствие оснований проведения;
- отсутствие акта о назначении;
- отсутствие уведомления, а равно несоблюдение сроков уведомления;
- нарушений требований ст. 151 Предпринимательского кодекса (совершение должностными лицами действий, которые они не вправе совершать);
- нарушение периодичности проведения;
- непредставление субъекту акта о назначении;
- назначение контроля или проверки по вопросам, не входящим в компетенцию органов контроля и надзора;
- проведение контроля или проверки без их регистрации в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов, когда такая регистрация обязательна;
- нарушение сроков проведения контроля или проверки;
- проведение профилактического контроля с посещением без проведения предварительного профилактического контроля без посещения субъекта.
В случае нарушения прав и законных интересов субъект вправе обжаловать решения, действия (бездействие) органов контроля и надзора и их должностных лиц в вышестоящий государственный орган или в суд. Для получения полной информации о требованиях к документам, сопровождающим проверку или надзор, вы можете ознакомиться с текстом Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года