Ветеринарно-санитарный контроль и надзор в Республике Казахстан направлены на обеспечение защиты здоровья животных и людей, предотвращение распространения инфекционных заболеваний, а также на соблюдение ветеринарных требований в различных сферах деятельности. Данный обзор включает ключевые аспекты нормативного регулирования, источники правовых норм и практические инструменты, которые пригодятся:
- Организациям, занимающиеся производством, переработкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения.
- Предпринимателям, работающим в области ветеринарии или использующим объекты ветеринарного надзора.
- Государственным органам и их представителям, ответственным за соблюдение законодательства.
Знание актуальных требований позволит минимизировать риски проверок, эффективно реагировать на предписания надзорных органов и поддерживать соответствие стандартам в области ветеринарии.
Данная статья опирается на следующие нормативные акты, регулирующие ветеринарно-санитарный контроль:
- Закон Республики Казахстан «О ветеринарии»;
- Предпринимательский кодекс Республики Казахстан;
- Закон Республики Казахстан «О биологической безопасности Республики Казахстан»;
- Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30.10.2014 г. № 7-1/559 «Об утверждении нормативных правовых актов в области ветеринарии»;
- Совместный приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 25.12.2015 г. № 7-1/1130 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28.12.2015 г. № 802 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в области ветеринарии»;
- Приказ и.о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 28.06.2024 г. № 231 «Об утверждении Правил проведения расследования в области ветеринарии».
Государственный ветеринарно-санитарный контроль осуществляется государственными ветеринарно-санитарными инспекторами в форме проверки, профилактического контроля без посещения / с посещением субъекта (объекта) контроля и расследования:
1) на объектах производства, осуществляющих выращивание животных, заготовку (убой), хранение, переработку и реализацию животных, продукции и сырья животного происхождения, а также в организациях по производству, хранению и реализации ветеринарных препаратов, кормов и кормовых добавок;
2) на объектах внутренней торговли;
3) у лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области ветеринарии, в том числе лицензируемую;
4) в государственных ветеринарных организациях;
5) на ветеринарных контрольных постах;
6) при транспортировке (перемещении), погрузке, выгрузке перемещаемых (перевозимых) объектов;
7) на всех видах транспортных средств, по всем видам тары, упаковочных материалов, которые могут быть факторами передачи возбудителей болезней животных;
8) на скотопрогонных трассах, маршрутах, территориях пастбищ и водопоя животных, по которым проходят маршруты транспортировки (перемещения);
9) на территориях, в производственных помещениях и за деятельностью физических и юридических лиц, выращивающих, хранящих, перерабатывающих, реализующих или использующих перемещаемые (перевозимые) объекты, а также осуществляющих деятельность в области ветеринарии;
10) за соблюдением зоогигиенических и ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований при размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию скотомогильников (биотермических ям), объектов государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора, связанных с содержанием, разведением, использованием, производством, заготовкой (убоем), хранением, переработкой и реализацией, а также при транспортировке (перемещении) перемещаемых (перевозимых) объектов;
11) за выполнением функций местных исполнительных органов и их подразделений, осуществляющих деятельность в области ветеринарии.
Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора проводится путем анализа, сопоставления данных и информации:
1) из информационных систем;
2) из ветеринарного учета и отчетности;
3) нотификаций и извещений уполномоченных органов других государств;
4) поступающих от организаций, входящих в систему ветеринарии;
5) из открытых источников, средств массовой информации.
Проверка и профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора осуществляются в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.
Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора осуществляются в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О ветеринарии».
Расследование производится в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О ветеринарии». Решение о проведении расследования принимается руководителем территориального подразделения ведомства уполномоченного органа соответствующей административно-территориальной единицы.
См. Приказ и.о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 28.06.2024 г. № 231 «Об утверждении Правил проведения расследования в области ветеринарии».
По результатам государственного контроля при выявлении нарушений государственными ветеринарно-санитарными инспекторами выносится акт надзора и применяются следующие меры оперативного реагирования:
1) запрещение ввоза, вывоза, транзита, транспортировки (перемещения), производства, применения и реализации перемещаемых (перевозимых) объектов, возврат перемещаемых (перевозимых) объектов, не соответствующих требованиям законодательства Республики Казахстан в области ветеринарии, международным договорам Республики Казахстан и актам, составляющим право ЕАЭС;
2) приостановление, лишение (отзыв), прекращение действия разрешительного документа в области ветеринарии;
3) запрещение, приостановление деятельности или отдельных видов деятельности в соответствии с законами Республики Казахстан;
4) изъятие и уничтожение животных, продукции и сырья животного происхождения, представляющих опасность для здоровья животных и человека;
5) остановка транспортного средства и задержание перемещаемых (перевозимых) объектов.
Субъект контроля и надзора обязан устранить выявленные нарушения требований, являющиеся основанием для применения меры оперативного реагирования, в сроки, указанные в акте расследования, а также в предписании об устранении выявленных нарушений.
В случае неустранения выявленных нарушений требований, являющихся основанием для применения меры оперативного реагирования, принимаются меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.
Субъект контроля и надзора в случае несогласия с результатами государственного контроля, повлекшими применение мер оперативного реагирования, может подать жалобу о признании акта надзора недействительным и его отмене.
Государственный контроль и надзор осуществляется в отношении субъекта в зависимости от сферы его деятельности.
Совместным приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 25.12.2015 г. № 7-1/1130 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28.12.2015 н. № 802 утверждены проверочные листы в области ветеринарии, по которым субъект может проверить соответствие предприятия требованиям законодательства в области ветеринарии.