Может ли современный мир позволить себе игнорировать экологические проблемы? Ответ очевиден: нет. Именно поэтому в Казахстане действует государственный экологический контроль — важнейший инструмент, который помогает удерживать баланс между экономическим развитием и охраной окружающей среды.
Но как устроена эта система? Контроль начинается с анализа данных, которые поступают из самых разных источников — от автоматизированных систем до космического мониторинга. Затем информация становится основой для проверок и оперативных действий.
В статье мы расскажем, как государство работает с нарушителями и какие меры принимаются, чтобы защита природы была безотлагательной.
Государственным экологическим контролем является деятельность уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, направленная на обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами требований экологического законодательства Республики Казахстан.
Государственный экологический контроль осуществляется в следующих формах:
1) профилактический контроль без посещения субъекта (объекта);
2) профилактический контроль с посещением субъекта (объекта);
3) проверки.
Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится уполномоченным органом в области охраны окружающей среды путем анализа данных, полученных из СМИ и автоматизированной системы мониторинга эмиссий в окружающую среду, документации и отчетности, а также данных космического мониторинга, содержащих признаки нарушений законодательства Республики Казахстан.
При этом результаты анализа могут являться основанием для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля или внеплановой проверки.
В случае выявления нарушения должностными лицами оформляется и направляется субъекту контроля информационное письмо в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения.
Информационное письмо, направленное одним из нижеперечисленных способов, считается врученным субъекту контроля в следующих случаях:
1) нарочно – с даты отметки в информационном письме о получении;
2) почтой либо курьерской службой – с даты регистрации получения;
3) электронным способом – с даты отправки на электронный адрес субъекта контроля, указанный в письме при запросе уполномоченного органа в области охраны окружающей среды.
Субъект контроля обязан в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения, представить в уполномоченный орган план мероприятий по устранению выявленных нарушений с указанием конкретных сроков их устранения.
В случае несогласия с нарушениями субъект контроля вправе представить в уполномоченный орган возражения на информационное письмо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения такого письма.
Неустранение в установленный срок нарушений, а равно непредставление в срок плана мероприятий по устранению нарушений являются основаниями для включения соответствующего субъекта (объекта) в список профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
Обязательство субъекта государственного экологического контроля по исполнению предписания об устранении выявленных нарушений обеспечивается пеней, начисляемой в доход государства.
Пеня начисляется за каждый рабочий день в размере 10 МРП для юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства.
Пеня начисляется с момента истечения минимального срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, предусмотренного Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.
В случае неуплаты начисленной пени в добровольном порядке в течение 10 рабочих дней со дня направления соответствующего требования взыскание начисленной пени осуществляется в судебном порядке.
В целях профилактики и предотвращения повторного совершения нарушения требований экологического законодательства Республики Казахстан должностные лица при проведении государственного экологического контроля определяют сумму экономической выгоды, полученной субъектом контроля в результате нарушения требований экологического законодательства Республики Казахстан.
Должностные лица в месячный срок с даты установления факта совершения субъектом контроля нарушения, влекущего наложение штрафа, выраженного в процентах от суммы экономической выгоды, проводят сбор и анализ материалов, истребуют у такого субъекта контроля необходимую для этого информацию и определяют сумму экономической выгоды.
Должностные лица, осуществляющие государственный контроль, вправе:
1) для проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) или проверки при наличии соответствующего законного основания входить на территорию и в помещения проверяемого объекта, в том числе с измерительными приборами и оборудованием для отбора проб, и, при необходимости, с привлечением консультантов и экспертов осуществлять необходимые измерения, брать пробы (в том числе образцы товаров и материалов) и анализировать их;
2) запрашивать и получать от проверяемых субъектов (объектов) результаты лабораторных исследований проб и иные материалы, необходимые для определения объема антропогенного воздействия на окружающую среду;
3) предъявлять в суд иски об ограничении, приостановлении и запрещении деятельности субъекта государственного экологического контроля, осуществляемой с нарушением требований экологического законодательства Республики Казахстан;
4) выявлять факты причинения экологического ущерба и принимать участие в определении мер по его устранению;
5) обращаться в прокуратуру и иные правоохранительные органы за оказанием содействия для предотвращения или пресечения действий нарушителей требований экологического законодательства Республики Казахстан;
6) принимать предусмотренные законами Республики Казахстан меры по отзыву, лишению и приостановлению действия разрешений, заключений, лицензий и других разрешительных документов физических и юридических лиц в связи с нарушением требований экологического законодательства Республики Казахстан.
Должностные лица в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, имеют право на хранение, ношение и применение специальных средств (специализированных средств связи, фото-, видеоаппаратуры, средств измерений).
Субъект государственного экологического контроля до обращения в суд вправе заявить в апелляционную комиссию ходатайство о рассмотрении жалобы на акт о результатах проверки, при этом решение апелляционной комиссии носит рекомендательный характер.
Обращение субъекта государственного экологического контроля в суд в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан, влечет прекращение рассмотрения апелляционной комиссией жалобы на акт о результатах проверки.
Жалоба на акт о результатах проверки, поданная после обращения субъекта государственного экологического контроля в суд в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан, или после вступления в законную силу решения суда, не подлежит рассмотрению.
Проверочные листы в области охраны окружающей среды утверждены совместным приказом и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30.12.2015 г. № 835 и Министра энергетики Республики Казахстан от 15.12.2015 г. № 721 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов».
Рекомендуется сверяться с ними для проверки своего предприятия на соответствие требованиям экологического законодательства Республики Казахстан.
Источники:
- Предпринимательский кодекс Республики Казахстан;
- Экологический кодекс Республики Казахстан (Глава 12);
- Совместный приказ и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30.12.2015 г. № 835 и Министра энергетики Республики Казахстан от 15.12.2015 г. № 721 «Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочных листов в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов».